Евровидение 2017
20.04.2017Се Хэ явно придерживался ханьской традиции, уделявшей много внимания «линиям», или «штрихам», как основе живописи, когда говорил: «Второй принцип - манера письма должна быть выразительной». Третий и четвертый принципы ясно показывают, что, с его точки зрения, «форма» и «цвет» в картине призваны лишь «характеризовать» изображаемый предмет. «Композицию» он обозначил пятым принципом, показывая тем самым, что она в этом случае не является наиглавнейшей. С точки зрения портретной живописи «структура» и «расположение» действительно не столь важны, как в случае пейзажной или повествовательной живописи. Что касается копирования (или имитации) лучших образцов прошлого, то факсимиле не является оригинальным произведением и потому логично, что оно поставлено в самом конце. Смотреть Евровидение 2017 можно здесь.
С учетом всего этого не удивляет, что Се Хэ считает «жизненность и ритм» наипервейшим принципом. Применительно к живописи это имеет по крайней мере два значения. Во-первых, «сущностной» является передача жизни и духа изображаемого объекта. Она включает личное видение и отношение художника. Во-вторых, это «гармония» и «ритм», без которых картина не будет производить положительного впечатления на зрителя. Разумеется, обсуждение «жизненности» и «ритма» выходит далеко за рамки просто техники живописи, однако это наиглавнейшее. Это та вершина, к которой стремится каждый художник.
Вышеприведенное исследование вопроса приводит нас к тому, что в V веке китайские художники осознали важность не только передачи «духа» изображаемого объекта, но и своих чувств и эмоций, вызванных этим объектом. Внешнее сходство, будучи важным, не является главной целью. К данному времени пейзажная живопись достигла своей полной зрелости. Высказывание Гу Кайчжи о том, что, форма - это лишь средство для выражения духа, несомненно, принесло обильные плоды.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря па анархию и хаос, царившие в культуре и мысли, равно как и в политике, того времени, начавшегося с периода Троецарствия, и завершившегося периодом Южной династии, новые идеи появлялись и принимались, а старые, отжившие представления отбрасывались или отсеивались, и искусство китайской живописи, теория и методы продолжали неуклонно продвигаться вперед.