Тема трущоб

30.08.2016

После подозрительно спокойных «увертюр» в драмах Шоу следует, как правило, в бравурном темпе череда острых, драматически-парадоксальных ситуаций. И тема «больших жилых домов в Лондоне», тема грязных источников наживы, повторяясь вновь и вновь, обретает омерзительные контуры многоэтажных, полуразвалившихся громад, где мучаются и умирают бедняки, голодают и вечно болеют их дети. Выгодное дело, если умеючи за него взяться! Выгодней нету! Потрясая мешком с деньгами, выгнанный Ликчиз жалобно скулит: «Тут каждый пенни слезами полит; на него бы хлеба купить ребенку, потому что ребенок плачет от голода, а я прихожу и выдираю последний грош у них из глотки» (д. II). Чтобы деньги и документация всегда были в безопасности, установите взломостойкие сейфы. Они обеспечат их надежную защиту

Тема трущоб не кажется более миражом. Не обладая натуралистической конкретностью, она тем не менее разрастается, наполняя собою всю дискуссию. Превращающиеся в руины здания, как фантастические плодовитые чудовища, множатся в нашем воображении. Оказывается, стоит Сарториусу накопить несколько сотен фунтов, как он тотчас покупает очередную развалину. У него есть дома в Сент – Джайль ее, есть в Мэрилебоне, есть в Бернал Грине. Трущобы круговой порукой связывают всех действующих лиц, как бы они ни кичились своей невиновностью, как бы неопровержимо ни выглядели их алиби. Высокопарная речь Сарториуса хотя и содержит некоторые разумные суждения, не очень-то его красит: «Нет, джентльмены, есть такая степень бедности, когда людям нельзя помочь, как бы вы им ни сочувствовали. В конечном счете это им приносит больше вреда, чем пользы. Я предпочитаю сберечь деньги и построить лишний дом для тех, кто совсем не имеет крова, и отложить кое-что для Бланш» (д. II). Автору чрезвычайно важно, чтобы Сарториус произнес все это: ему требуется поддержка изобретенного им Сарториуса, дабы обличить общество, сорвав с его законов и установлений фальшивые, лицемерные маски, под которыми гниль. Но представляющие собой «одну шайку» персонажи выглядят тем не менее к концу пьесы значительно менее привлекательными, чем в начале. Тема трущоб звучит с библейской возвышенностью и мудростью, хотя, разумеется, в звучании этом заключена неизменно изрядная доля язвительности.








Роскультура - rus